Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия

Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов

II. Организация и содержание профессиональной переподготовки специалистов

2.1. Профессиональная переподготовка специалистов в Учебном центре проводится  с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.

 2.2. Сроки, формы, содержание и технология профессиональной переподготовки устанавливаются Учебным центром в зависимости от сложности образовательных программ и в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора.

 2.3. Уровень образования специалистов, поступающих в Учебный Центр для профессиональной переподготовки, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности или для получения дополнительной квалификации.

 2.4. При приеме специалистов для профессиональной переподготовки кроме документов об образовании (среднее, высшее или дополнительное профессиональное образование), могут учитываться документы, выданные образовательными и научно-исследовательскими учреждениями, подтверждающие прохождение стажировки.

2.5. Вступительные испытания для профессиональной переподготовки специалистов в  Учебном центре являются обязательными. Содержание, процедуру и форму вступительных испытаний Учебный центр определяет самостоятельно.

2.6. Минимально допустимый срок освоения программ профессиональной переподготовки при любой форме обучения не может быть менее 250 часов. Продолжительность обучения устанавливается  Учебным центром с учетом продолжительности ранее освоенных учебных планов и программ, имеющегося уровня профессиональных знаний, умений и практических навыков у конкретного специалиста.

2.7. Нормативный срок подготовки при любой форме обучения по программам профессиональной переподготовки для работников, имеющих стаж от 5 до 10 лет, для выполнения нового вида профессиональной деятельности должен составлять свыше 500 часов. 2.8. Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации должен составлять не менее 1000 часов трудоемкости. При освоении дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации может производиться перезачет учебных дисциплин, изученных ранее в ходе освоения основных образовательных программ профессионального образования соответствующего уровня и (или) дополни тельных профессиональных образовательных программ в форме, определяемой  Учебным центром самостоятельно, с учетом требований профессиональной части образовательного стандарта.

2.9. Порядок освоения дополнительных профессиональных образовательных программ параллельно с основными образовательными программами среднего, высшего и послевузовского профессионального образования регулируется соответствующими нормативными документами Министерства образования Российской Федерации.

2.10. Дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки специалистов разрабатываются, утверждаются и реализуются Центром самостоятельно на основе установленных нормативных документов с учетом потребности заказчика.

2.11. В целях совершенствования практических навыков на базе научных и образовательных учреждений в качестве одного из разделов учебного плана образовательной программы профессиональной переподготовки может быть предусмотрена стажировка специалистов, продолжительность которой определяется учебным планом. Стажировка проводится в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, предусматривает изучение передового опыта, приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения новых профессиональных обязанностей.

2.12. Стажировка специалистов может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно - исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и в органах исполнительной власти.

III. Итоговая аттестация слушателей

3.1. В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" освоение дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательным завершающим этапом - итоговой аттестацией.

3.2. Для проведения итоговой аттестации в Учебном  центре создается аттестационная комиссия, состав которой утверждается директором  Учебного центра.

3.3. Целью итоговой аттестации слушателей Центра является установление уровня их подготовки к выполнению нового вида профессиональной деятельности и соответствия требованиям дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки, включенных в лицензию Центра.

3.4. Слушатели, успешно прошедшие обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам и все установленные виды итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую аттестацию, получают дипломы о профессиональной переподготовке, которые удостоверяют право (квалификацию) специалиста на ведение профессиональной деятельности на базе имеющегося профессионального образования соответствующего уровня в соответствии с установленными квалификационными требованиями по должностным категориям работников. Диплом о профессиональной переподготовке не является документом о среднем (высшем) профессиональном образовании.

IV. Общие требования к итоговой аттестации слушателей

4.1. Итоговая аттестация слушателей  Учебного центра может состоять из одного или нескольких аттестационных испытаний в зависимости от сроков обучения и видов дополнительных профессиональных образовательных программ по выбору  Учебного центра.

 4.2. К видам итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую аттестацию слушателей  Учебного центра, относятся:

 - итоговый экзамен по отдельной дисциплине;

- итоговый междисциплинарный экзамен по программе обучения;

- реферат по отдельной дисциплине или ряду дисциплин;

- подготовка и защита выпускной работы, дипломной работы или дипломного проекта (далее - аттестационная работа);

 - квалификационный сертификационный экзамен.

4.3. Итоговый экзамен по отдельной дисциплине должен определять уро вень усвоения слушателем учебного и практического материала (углубленное изучение актуальных проблем, приобретение профессиональных навыков, формирование деловой квалификации) и охватывать все содержание данной дисциплины, установленное соответствующей дополнительной профессиональной образовательной программой.

Итоговый экзамен по отдельной дисциплине может проводиться до завершения обучения по дополнительной профессиональной образовательной программе, если он является не единственным аттестационным испытанием.

4.4. Итоговый междисциплинарный экзамен по программе обучения предназначен для оценки уровня усвоения теоретических знаний, степени и уровня владения практическими умениями и навыками по специальности, в соответствии с содержанием дополнительной профессиональной образовательной программы, а также влияния уровня подготовки слушателя на его способность к решению профессиональных задач нового вида профессиональной деятельности. Итоговый междисциплинарный экзамен по программе обучения наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин должен устанавливать так- же соответствие уровня знаний слушателей квалификационным требованиям к конкретным профессиям или должностям. Содержание, объем, структура междисциплинарного экзамена доводятся до слушателей не менее чем за три месяца до начала итоговой аттестации. К итоговому междисциплинарному экзамену по программе и защите аттестационной работы допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.

4.5. Работа над рефератом должна предусматривать углубленное изучение дисциплин, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с литературой, нормативными актами, положениями, методиками. Тематика рефератов определяется  Учебным центром. Слушателю предоставляется право выбора темы реферата. Подготовленный слушателем реферат подлежит рецензированию.

4.6. Аттестационная работа призвана способствовать систематизации и закреплению знаний слушателя по дополнительной профессиональной образовательной программе, умению анализировать и находить решение конкретных задач, формированию у слушателей творческого подхода к рассмотрению производственных и социальных проблем, способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы со специальной литературой, а также выяснить уровень подготовки слушателя к самостоятельной работе. Тематика аттестационных работ определяется  Учебным центром. Слушателю предоставляется право выбора темы аттестационной работы в порядке, установленном  Учебным Центром, или он может предложить свою тематику с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки (актуальности, научной и практической значимости). Тематика аттестационных работ может быть сформирована руководителями учреждений и организаций, направляющих слушателей на обучение. При подготовке аттестационной работы каждому слушателю  Учебным центром назначается руководитель и консультанты. Аттестационная работа слушателя должна быть выполнена в форме рукописи и представлять собой законченную работу, в которой решается актуальная профессиональная задача, что позволяет оценить профессиональное мышление специалиста, его профессиональные компетентности и умение решать профессиональные задачи (диагностические, тактические, организационные и др.) анализировать имеющуюся информацию и принимать по ней соответствующее решение. Аттестационные работы подлежат рецензированию. Состав рецензентов утверждается директором  Учебного центра по представлению начальника отдела дополнительного профессионального образования. Аттестационные работы защищаются перед аттестационной комиссией. Качество выполнения аттестационной работы и результаты ее защиты являются одним из главных показателей эффективности обучения слушателей. Аттестационные работы, направленные на реализацию конкретных мероприятий по развитию и совершенствованию деятельности медицинских и фар- мацевтических учреждений и организаций, могут быть рекомендованы для практического внедрения.

4.7. Объем времени и вид (виды) аттестационных испытаний, входящих в итоговую аттестацию слушателей  Учебного Центра, устанавливаются в зависимости от срока обучения и дополнительной профессиональной образовательной про- граммы в соответствии с конкретным учебным планом и федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки специалистов для получения дополнительной квалификации при наличии таковых.

4.8. Итоговые аттестационные испытания, включенные в итоговую аттестацию, не могут быть заменены оценкой уровня знаний на основе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации слушателей.

4.9. Программы итоговых экзаменов по отдельным дисциплинам, итоговых междисциплинарных экзаменов, требования к рефератам и аттестационным работам, а также критерии оценки знаний слушателей на аттестационных испытаниях утверждаются директором Центра после их обсуждения на заседаниях Совета центра с участием председателя аттестационной комиссии.

V. Аттестационная комиссия

5.1. Для проведения итоговой аттестации слушателей в  Учебном Центре создается аттестационная комиссия.

5.2. Основными функциями аттестационной комиссия являются: - комплексная оценка уровня знаний слушателей с учетом целей обучения, вида дополнительной профессиональной образовательной программы, установленных требований к содержанию программ обучения; - рассмотрение вопросов о предоставлении слушателям по результатам обучения права вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выдаче диплома о профессиональной переподготовке; - разработка рекомендаций по совершенствованию обучения слушателей по дополнительным профессиональным образовательным программам

 5.3. Аттестационная комиссия руководствуются в своей деятельности на стоящим Положением, Уставом Центра и учебно-методической документацией, разрабатываемой  Учебным центром на основе требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

5.4. Аттестационная комиссия организуется по каждой дополнительной профессиональной образовательной программе, реализуемой в Центре.

 5.5. Состав аттестационной комиссии утверждается директором Центра.

5.6. Аттестационную комиссию возглавляет ее председатель, который организует и контролирует деятельность экзаменационных комиссий, обеспечивает единство требований, предъявляемых к слушателям. Председатель аттестационной комиссии может возглавлять одну из экза- менационных комиссий и принимать участие в работе любой из них на правах ее члена. Председателем аттестационной комиссии не может быть работник  Учебного Центра.

5.7. Директор Центра является заместителем председателя аттестационной комиссии.

 5.8. Аттестационная комиссия формируется из профессорско-преподавательского состава и а также лиц, приглашенных из сторонних организаций

 5.9. Состав членов аттестационной комиссии утверждается директором Учебного центра.

5.10. Полномочия аттестационной комиссии действуют в течение одного календарного года.

VI. Порядок проведения итоговой аттестации слушателей

6.1. Форма и условия проведения аттестационных испытаний, входящих в итоговую аттестацию, определяются Центром самостоятельно и доводятся до сведения слушателей за 2 - 4 месяца до начала итоговой аттестации. Слушатели обеспечиваются программами дисциплин, по которым проводятся экзамены, знакомятся с тематикой рефератов и аттестационных работ, им создаются необходимые условия для подготовки, включая проведение консультаций. Сроки подготовки реферата и этапы выполнения аттестационной работы регулируются образовательным учреждением самостоятельно.

6.2. К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав итоговой аттестации, допускаются слушатели, успешно завершившие в полном объеме освоение дополнительной профессиональной образовательной программы и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом. Решение о допуске слушателя к защите аттестационной работы принимается на основании представленной слушателем не позднее, чем за 15 дней до защиты в аттестационной комиссии полностью выполненной и оформленной работы.

6.3. Списки слушателей, допущенных к защите аттестационной работы, представляются в аттестационную комиссию.

6.4. Расписание работы аттестационной комиссии, согласованное с председателем комиссии, доводится до общего сведения не позднее, чем за месяц до начала защиты аттестационных работ.

6.5. В аттестационную комиссию до начала защиты аттестационной работы представляются следующие документы:

 - задание на выполнение аттестационной работы с отметкой начальника отдела дополнительного профессионального образования о допуске к защите;

- отзыв руководителя;

 - рецензия на аттестационную работу специалиста медицинского, научно го или образовательного учреждения соответствующего уровня и направленности.

6.6. Слушатель должен быть ознакомлен с содержанием рецензии до защиты аттестационной работы. Внесение изменений в аттестационную работу после получения рецензии не допускается.

6.7. Сдача итогового междисциплинарного экзамена и защита аттестационной работы проводятся на открытых заседаниях аттестационной комиссии с участием не менее двух третей их состава.

6.8. Результаты любого из видов итоговых аттестационных испытаний определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания аттестационной комиссии.

 6.9. Решение о присвоении слушателю права на ведение профессиональной деятельности в области медицины или фармации и выдаче диплома о профессиональной переподготовке принимает аттестационная комиссия по положительным результатам итоговой аттестации, оформленным протоколом заседания аттестационной комиссии. Слушателю, имеющему оценку «отлично» не менее чем по 75 процентам дисциплин учебного плана, оценку «хорошо» по остальным дисциплинам и прошедшему установленный учебным планом вид итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую аттестацию, с оценкой «отлично», выдается диплом о профессиональной переподготовке с отличием.

6.10. Решения аттестационной комиссии принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии (или заменяющий его заместитель председателя комиссии) обладает правом решающего голоса. Решение аттестационной комиссии принимается сразу же и сообщается слушателю. Все решения аттестационной комиссии оформляются протоколами, утверждаемыми председателем комиссии в день проведения итогового аттестационного испытания.

 6.11. Присутствие на итоговых аттестационных испытаниях других лиц, кроме членов аттестационной комиссии, разрешается только с разрешения председателя (заместителя председателя) аттестационной комиссии. При необходимости, по решению председателя аттестационной комиссии на обсуждение результатов итогового аттестационного испытания слушателя может быть приглашен руководитель его аттестационной работы

6.12. В случаях, когда защита аттестационной работы признается «не удовлетворительной», аттестационная комиссия устанавливает, может ли слушатель представить к повторной защите ту же работу с доработкой или обязан разработать новую тему, которая устанавливается отделом дополнительного профессионального образования и утверждается директором Учебного  центра. По окончании итоговой аттестации указанные лица в установленном порядке отчисляются из  Учебного центра с выдачей им академической справки.

 6.13. Слушателям, завершившим освоение дополнительной профессиональной образовательной программы профессиональной переподготовки и не выдержавшим итогового аттестационного испытания, при восстановлении в Учебном центре назначаются повторные итоговые аттестационные испытания в порядке, определяемом  Учебным центром. При повторной итоговой аттестации указанные лица подвергаются только тем итоговым аттестационным испытаниям, по которым ранее была получена неудовлетворительная оценка, и в объеме программ, действовавшим в год их отчисления из  Учебного центра.

6.14. Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний может назначаться не ранее чем через три месяца и не более чем через пять лет после прохождения итоговой аттестации впервые. В случае получения при повторной итоговой аттестации неудовлетворительной оценки по результату итогового аттестационного испытания слушатели в третий раз к итоговой аттестации не допускаются.

6.15. Слушателям, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных документально подтвержденных случаях), предоставляется возможность пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления из  Учебного центра как в период работы аттестационной комиссии в Центре, так и в пределах срока действия ее полномочий. В случае изменения вида итоговых аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой аттестации, слушатели проходят испытания в соответствии с образовательной программой, действовавшей в период их переподготовки. Дополнительные заседания аттестационной комиссии организуются в установленные  Учебным центром сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления слушателем, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине. 6.16. По результатам работы аттестационная комиссия составляет отчет о проведении итоговой аттестации и выпуске слушателей. Отчет аттестационной комиссии, содержащий рекомендации о совершенствовании качества профессиональной переподготовки слушателей в Центре, заслушиваются на заседании  Ученого совета  Учебного центра.

6.17. Протоколы итоговой аттестации слушателей и копии отчетов с рекомендациями аттестационной комиссии о совершенствовании качества профессиональной переподготовки слушателей хранятся в архиве  Учебного центра.

 VII. Заключительные положения

7.1. Выдача слушателям документов о дополнительном профессиональном образовании осуществляется при условии успешного прохождения всех установленных видов аттестационных испытаний, включенных в итоговую аттестацию.

7.2. Слушатели, обучающиеся по дополнительным профессиональным образовательным программам, обеспечивающим совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, и прошедшие итоговую аттестацию, получают дипломы о профессиональной переподготовке, которые удостоверяют право (соответствие квалификации) специалиста на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере.

7.3. Слушатели, обучающиеся по дополнительным профессиональным образовательным программам для получения специалистами дополнительной квалификации и прошедшие итоговую аттестацию, получают дипломы о дополнительном (к среднему профессиональному) образовании, удостоверяющие присвоение дополнительной квалификации. При освоении дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации параллельно с освоением основной образовательной программы по направлению или специальности высшего или среднего профессионального образования указанные дипломы выдаются после получения диплома о высшем или среднем профессиональном образовании.

7.4. Слушателям, прошедшим полный курс обучения по программам дополнительного профессионального образования и успешно сдавшим квалификационный экзамен, наряду с документами о дополнительном профессиональном образовании выдается (подтверждается) сертификат специалиста.